Популярные маршруты

Маршрут на Соловецкие острова

Этот маршрут стоит несколько особняком от всех остальных круизных маршрутов по рекам России. Прежде всего по техническим особенностям: по этому пути могут пройти только специально переделанные теплоходы 588-проекта, и на сегодняшний день таких теплоходов три.
Это связано с габаритными размерами шлюзов на Беломорско-Балтийском канале (ББК).
Итак на этом маршруте сейчас работают:
• «Г.В.Плеханов» из Москвы (12-ти дневный круиз),
• «И.С.Тургенев» из Санкт Петербурга (11 дн.)
• «Рылеев» из Самары и Нижнего Новгорода (17-21 дн.)
В эту навигацию к ним присоединится теплоход «Белинсикй» — 646 проекта, который будет ходить из Москвы (12 дн.)
На самом деле, на сегодняшний день, ни один из этих речных теплоходов не получил разрешения на выход в Белое море, непосредственный подход к острову и высадку пассажиров на причале Соловецкого монастыря.
Пока от причала города Беломорска туристов доставляют на остров на морском катере «Беломорье».

На Соловецких островах туристы осматривают Кремль, знакомятся с его строгой северной архитектурой, слушают рассказ местного экскурсовода о его истории, как древней, так и 30-х годов XX века, осматривают экспозицию расположенного на территории монастыря музея. Продолжительность пешеходной экскурсии около 3-х часов, расстояние от причала до Кремля — около 1.5 км., свободное время 1-2 часа.

В поселке есть магазины, очень приличное кафе, две или три небольших гостиницы (для тех кто захочет позднее еще раз приехать самостоятельно). Администрация круиза, кроме прочего, обычно снабжает туристов на время поездки «сухим пайком». Нет смысла подробно рассказывать о таком необычном и противоречивом месте России как Соловки. Здесь просто обязательно надо побывать, хотя продолжительности пребывания на острове, разумеется, достаточно только для очень поверхностного знакомства.

Маршруты выходного дня из Москвы

Продолжительность этих маршрутов составляет как правило три дня, включая день отъезда и приезда. Реже, в расширенном варианте, до четырех дней.

В классическом трехдневном варианте теплоход отправляется от Московского Северного Речного Вокзала (МСРВ, метро Речной Вокзал) вечером в пятницу, а прибывает туда-же вечером в воскресенье. Такие маршруты очень популярны среди туристов, т.к. позволяют интересно и познавательно провести выходные, не используя для этого дни основного отпуска.

Итак, теплоход начинает движение по Химкинскому водохранилищу, входящему в систему канала им. Москвы, вдоль причалов грузового порта. Наш путь будет проходить по очень красивым местам ближнего Подмосковья, цепочке искусственных озер-водохранилищ, соединенных прорытыми перемычками. До наступления темноты обычно теплоход успевает дойти до шлюза №6 КиМ, и для интересующихся работой этого гидросооружения на палубе проводится беседа.

Утро следующего круизного дня встречает нас на Угличском водохранилище. Волга, еще довольно узкая возле Дубны, постепенно расширяется, течет плавно, огибая живописные невысокие берега и многочисленные поросшие ивой островки. На берегах Угличского водохранилища расположено много населенных пунктов, о которых Вам расскажет экскурсовод. Это города Дубна, Кимры, Калязин, пристань Новоокатово и другие. После обеда, пройдя шлюз Угличского гидроузла, теплоход причалит в городе Угличе.

Программа пребывания туристических групп в городе Угличе обычно состоит из пешеходной экскурсии (продолжительность около полутора — двух часов, расстояние примерно 2 — 2.5 км. по городским улицам), и свободного времени, которое зависит от продолжительности стоянки теплохода по расписанию. Посещается ансамбль Кремля, включая Спасо-Преображенский собор, церковь «Дмитрия на крови», палаты удельных князей, Алексеевский монастырь с уникальной «Дивной» трехшатровой церковью. Программа может быть расширена или изменена в зависимости от времени стоянки. Для самостоятельного посещения можно порекомендовать Музей Русской водки, расположенный недалеко от причала.

В городе развитая туристическая инфраструктура, летние кафе, рестораны, сувенирные магазины, интернет-кафе (напротив моста на входе в Кремль, за рестораном «Старый Город»), сотовая связь всех ведущих операторов.

Если маршрут продолжается дальше по Волге, то примерно через 3 часа хода на левом берегу появляется город Мышкин. Это небольшой городок, в нем мало каких-то выдающихся памятников старины, однако это компенсируется исключительно интересной и насыщенной культурно-экскурсионной программой. Посещается сразу несколько небольших и с большой душой сделанных музеев, среди которых оригинальный «Музей Мыши».

Тверь. В этом случае, выходя из канала им.Москвы, теплоход не идет направо в шлюз №1 (Иваньковский), а наоборот, налево, в широкую Иваньковского водохранилища. И также наоборот, здесь Волга начинает постепенно сужаться, и в городской черте Твери почти ничем не напоминает великую и могучую реку. Продолжительность стоянки теплохода в Твери намного больше, чем в Угличе, свободного времени достаточно, чтобы не спеша ознакомится с местными достопримечательностями и отдохнуть в парке или кафе на набережной.

Читайте также  Памятка туристу теплохода

Пешеходная экскурсия начинается от здания Речного вокзала, на месте которого еще в 30-е годы XX века стоял древний Отроч монастырь, от которого в наше время сохранилась только Церковь Успения Пресвятой Богородицы, начало XVIII века. Далее путь идет по набережной мимо памятника Афанасию Никитину, затем через мост на другой берег Волги. Осмотр Путевого Дворца Екатерины II и краеведческого музея.

Продолжительность 2.5 — 3 часа, расстояние 3-4 км. по городским улицам.

В качестве дополнительной экскурсии некоторые операторы предлагают автобусную экскурсию в старинный город Торжок. А иногда такая экскурсия входит в стандартный пакет. Посещение музея Пушкина, могилы Анны Керн, храмы и монастыри города Торжок.

На обратном пути часто предусматривается зеленая стоянка в Сосенках (пристань на Угличском водохранилище возле города Кимры) или в Хвойном Бору на Пестовском водохранилище канала им.Москвы.

Маршруты Москва — Санкт Петербург

Это самый известный и популярный теплоходный маршрут по рекам и озерам России. Под этим собирательным названием «Москва — С.Петербург» на самом деле скрывается большое количество вариантов построения маршрута, расписания стоянок, перечня городов захода и т.п. Так, например, маршрут может проходить «в один конец», с посадкой пассажиров в Москве и высадкой в Петербурге (или наоборот), или «туда обратно». Может быть организован заход в Волгу ниже Рыбинска (Ярославль, Кострома), стоянка в Петрозаводске, стоянка в самом Петербурге может быть день или два. В любом случае этот маршрут по праву считается самым интересным и красивым. Поэтому мы попытаемся дать только самое общее представление о таком путешествии, подробности можно уточнить при заказе путевки.

Маршруты средней продолжительности из Москвы

Эти непродолжительные, но чрезвычайно насыщенные путешествия, позволяют близко познакомится с древними городами верхней Волги, а также полюбоваться великолепными пейзажами. Посещение города Мышкин (если оно включено в маршрут) и зеленая стоянка обычно организуются на обратном пути. Вообще последовательность посещения городов на этом маршруте у разных туроператоров может отличаться, как и продолжительность стоянок и соответственно особенности экскурсионной программы. Хотя основные достопримечательности этих городов, разумеется, туристы в любом случае увидят.

После города Мышкина берега Волги постепенно расходятся в стороны, и теплоход попадает на основной плес Рыбинского водохранилища — огромного рукотворного водоема. При низком уровне воды слева от судового хода можно увидеть небольшие каменистые островки, а если воспользоваться биноклем, то станет заметно, что островки эти состоят из битого кирпича. Это все, что осталось от большого города Молога, затопленного при заполнении водохранилища. На следующий день туристы прибывают в Ярославль. Там обычно бывает предусмотрена довольно продолжительная стоянка с пешеходной или автобусно-пешеходной экскурсией. Посещение Спасского монастыря, церкви Ильи-Пророка, картинной галереи или другого музея. Кроме этого часто предлагается дополнительная (за отдельную плату) экскурсия в действующий Толгский монастырь, расположеный в 10 км. выше по течению на берегу Волги. Экскурсия обычно проводится на прогулочном теплоходе типа «Москва», либо автобусная.

Обратите внимание, что при посещении действующих храмов и монастырей, женщинам необходимо надевать юбки, платок или головной убор, одежда должна закрывать плечи. Мужчинам — не рекомендуется надевать шорты и шлепанцы. Реже предлагается автобусная экскурсия в Ростов Великий. Ярославль — очень живописный и зеленый город, с множеством парков, скверов и летних кафе, где всегда можно найти чем заняться в оставшееся после экскурсий время.
Кострома расположена примерно в 4-5 часах хода от Ярославля. Главная туристическая достопримечательность Костромы — Ипатьевский монастырь, куда туристов обычно доставляют на прогулочном теплоходе. На территории монастыря действует экспозиция историко-архитектурного музея-заповедника, кроме этого под стенами монастыря находится музей деревянного зодчества. На этих двух объектах и проходит основная часть экскурсии. Некоторые операторы включают в план посещения Костромы и обзорную экскурсию по исторической части города с посещением действующего Богоявленско-Анастасьинского монастыря.

Вообще, участок от Рыбинска до Ярославля, Костромы и Плеса — пожалуй, самое красивое место на всей верхней Волге. Не зря старинный город Плес, куда теплоход прибывает примерно через 4 часа после Костромы, прежде всего ассоциируется с именем великого художника Левитана, воспевшего Русскую природу. Его личности, творческому пути, в основном и будет посвящена экскурсионная программа. Имейте заранее в виду, что экскурсия пешеходная и связанная с подъемом на довольно крутую гору, поэтому желательно иметь удобную обувь. Посещение дома-музея Левитана, картинной галереи.

Читайте также  Туристический городок Хуахин

Вниз по Волге путь лежит далее, в Кинешму, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань и т.д. А в наших средней продолжительности маршрутах начинается обратная дорога к дому. В программу круиза может быть включено посещение Рыбинска. Там проводится пешеходная экскурсия по центральной части города, посещение Художественного музея, по собранной коллекции — одного из лучших провинциальных музеев России. Между Ярославлем и Рыбинском расположен еще один интересный старинный город – Тутаев(бывш. Романов-Борисоглебск), после реконструкции причала в этом городе также начали устраивать стоянки с экскурсией, и некоторые туроператоры предусматривают Тутаев в своих расписаниях.

На обратном пути часто предусматривается зеленая стоянка в Сосенках (пристань на Угличском водохранилище возле города Кимры) или в Хвойном Бору на Пестовском водохранилище канала им.Москвы.

«Московская Кругосветка»

Другое название маршрута «Речное Золотое Кольцо». Это единственный в мире речной кольцевой маршрут, по которому ходят теплоходы с туристами. Общая протяженность его более 1800 км. Отправление с Московского Южного речного вокзала (метро Коломенская), прибытие на Северный речной вокзал (или в обратном направлении), таким образом за все дни путешествия теплоход ни разу не проходит по одному участку дважды.

Надо сразу сказать, что для осуществления этого интереснейшего маршрута, каждую навигацию приходится решать сложные проблемы. Так в 2002 году всю вторую половину засушливого лета Ока была закрыта для судоходства, открытым был только участок от Нижнего Новгорода до Мурома. Проблемы с судоходством есть и на участке от Коломны до Рязани, и иногда теплоходы вынуждены принимать на борт или высаживать туристов в Рязани, с доставкой на автобусе из (до) Москвы и автобусной же экскурсией в Константиново.

В своём рассказе мы подробнее остановимся на наиболее интересной части маршрута, дороге по Москве-реке и Оке.

Итак, представим себе, что наш теплоход отправился от МЮРВ, вниз по течению Москвы-реки. Юго-восток Москвы и Подмосковья изобилует историческими памятниками и другими интересными местами, многие из которых расположены недалеко от берега и хорошо видны с борта теплохода.

Это музей-заповедник в Коломенском со знаменитой белокаменной церковью Вознесения, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский монастыри, тесно связанные с победой войска Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Отдельно хочется сказать о замечательном памятнике древнерусского зодчества — церкви Спасо-Преображения в селе Остров (см. на фото). Это один из самых красивых и самых загадочных храмов в России. Обычно такие церкви на Руси строились в честь какого-то важного события, а в честь чего построена эта — неизвестно.

Точное время постройки — также неизвестно, вторая половина XVI века. История не сохранила имен мастеров, строивших храм. Архитектурные детали и конструкция здания содержат нетипичные для того времени элементы. Храм, похожий одновременно и на Норвежские постройки и на Китайскую пагоду, и на «Итальянские» мотивы архитектуры Московского Кремля, располагается на почти идеально круглой формы холме, что тоже загадка природы — элемент ландшафта нехарактерный для этого участка поймы Москвы-реки.

Село Остров со времен Василия III было царевой вотчиной, и этот холм называется в числе возможных мест захоронения знаменитой «либереи» — библиотеки Ивана Грозного.

А теплоход тем временем движется дальше, спускаясь по шлюзам Москворецкой системы (всего их на нашем пути будет шесть, от речного вокзала до устья) и петляя по многочисленным излучинам узкой реки. На правом берегу высится Боровской курган. Это место связано с событиями Отечественной войны 1812 года. Точнее с уникальным «Тарутинским маневром» фельдмаршала Кутузова. После Боровской переправы Русская армия резко свернула «за угол», огибая курган, а авангард любимца Наполеона маршала Мюрата продолжал преследование по Рязанской дороге, завлеченный туда обманным путем. Впереди на Москве-реке еще много интересных мест: старинный город Бронницы, Воскресенск, Коломна, Бобренев монастырь и, наконец, на стрелке Москвы-реки и Оки — древний Старо-Голутвин монастырь.

Об этих и других интересных местах, в том числе и о тех, которые теплоход будет проходить в темное время суток, вам подробно расскажет экскурсовод на борту. К сожалению, стоянки там не предусмотрены (за исключением иногда Коломны) из-за отсутствия оборудованных причалов.

Первую стоянку наш теплоход сделает у пристани села Константиново, родины поэта Сергея Есенина. От причала тропинка ведет на высокий берег Оки, отсюда начинается пешеходная экскурсия, включающая посещение мемориального музея, домика родителей поэта, литературного музея поэмы «Анна Снегина». С правого берега Оки, с околицы села, открывается великолепный вид на заокские дали.

Читайте также  Что брать с собой в круиз?

Вскоре после выхода из Кузьминского шлюза, расположенного рядом с Константиново, теплоход будет проходить мимо села Пощупово и Свято Иоанно Богословского монастыря, известного с XII века.

Следующая остановка Рязань. Автобусная экскурсия с посещением Успенского собора и других памятников, расположенных на территории Кремля и центральной части города. Пристань города Рязани расположена на приличном расстоянии от центра города, транспорт ходит редко, имейте это в виду. Собственно Рязань получила своё современное название во времена Екатерины II, а ранее город назывался Переяславлем Рязанским, а сама древняя столица Рязанского княжества, разрушенная Батыем, располагалась на месте нынешнего села Старая Рязань, примерно в 60 км. ниже по Оке.

На следующий день теплоход причаливает к пристани города Касимова, районного центра Рязанской области. Городец-Мещерский (древнее название города) был основан Юрием Долгоруким всего на несколько лет позже Москвы, а название свое получил от татарского царевича Касима, перешедшего со своим войском на сторону Москвы в середине XV века. Архитектурный облик города таким образом несет в себе черты как древнерусского, так и восточного стиля.

Пешеходная экскурсия с посещением художественно-краеведческого музея, торговых рядов, мечети. С минарета мечети, куда будет предложено подняться, открывается прекрасный вид на город и на Оку.

Можем мы позволить себе небольшое лирическое отступление? Города, в которых мы побываем на этом маршруте безусловно хороши и интересны, каждый по своему. Но главное, и то чего нет на других маршрутах — это красавица Ока. Причудливо извиваясь течет она по холмистой равнине, берега удивительно разнообразны и приокские пейзажи никогда не наскучат. Строевые сосновые леса то приближаются к берегу, нависая над песчаными дюнами, то освобождают пространство для разнотравья заливных лугов, и только стрекот кузнечиков и звон жаворонков нарушают тишину. Запахи меда, сена, еловых веток, ни с чем не сравнимое ощущение свободы и чистейшего воздуха.

У судоводителей нет времени любоваться этой красотой. Сильное течение, множество песчаных отмелей и коварных перекатов, рыбачьи сети, под утро быстро сгущается туман — работа речников на Оке очень напряженная.

А мы плывем дальше, и вот мы добрались до одного из древнейших городов Руси — Мурома, ступенями поднимающегося на высокий левый берег Оки. По городу предусмотрена пешеходная экскурсия с посещением Благовещенского и Спасского монастырей. Муром связан со многими страницами нашей истории, в частности с Казанским походом Ивана Грозного. В память об этом событии на месте походного шатра грозного царя, по его повелению, была построена изящная церковь Свв. Козьмы и Дамиана, к сожалению в настоящее время плохо сохранившаяся. Это первый из целого ряда памятников этому походу. В этом ряду, например, находится и храм Покрова-на-Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. В парке недалеко от причала установлен памятник Илье Муромцу. Можно посоветовать также воспользоваться в парке колесом обозрения, чтобы еще раз полюбоваться видом на Оку. Надо сказать, что некоторые круизные компании, стремясь разнообразить экскурсионную программу на маршруте, иногда организуют автобусную экскурсию из Мурома во Владимир и Суздаль, а теплоход тем временем порожняком спускается по Оке до Нижнего Новгорода, где и ждет своих пассажиров.

После Мурома теплоход приближается к очень живописным местам — Перемиловским горам, протянувшимся по правому берегу. Вскоре, после очередной крутой излучины Оки, на высоком поросшем сосновым лесом холме показываются строения еще одного приокского города – Павлово.
Чаще всего об этом городе мы вспоминаем, когда садимся в автобусы ПАЗики.

А вообще, в истории этот город Нижегородской области известен прежде как центр металлического производства, скобяных и прочих изделий. Об этом рассказывает небольшой, но очень уютный музей, расположенный прямо напротив причала.

Теплоход минует одно из красивейших мест на Оке — район Горбатовской луки и устье Клязьмы. По обоим берегам начинают тесниться дачные поселки, потом город Дзержинский, и, наконец, мы приближаемся к столице речного судоходства, «карману России» – городу Нижний Новгород. Теплоход причаливает к речному вокзалу, расположенному напротив стрелки Оки и Волги. По городу организуется автобусная экскурсия. Посещение Кремля, улицы Большая Покровская, Благовещенского монастыря, Рождественской (Строгановской) церкви с уникальной белокаменной резьбой. Город большой, достопримечательностей много, также немало и вариантов экскурсионной программы и способов проведения свободного времени.

Далее наш путь будет лежать вверх по Волге.
Посещение городов Плёс, Кострома, Ярославль, Углич. Иногда посещаются еще Городец, Чкаловск, Кинешма, Тутаев, Рыбинск, Мышкин.